Эволюция |
Бесплодны попытки найти для каждого вида эволюции свои, только ему присущие предпосылки и механизм развития. Эволюционные законы имеют общий характер. Познав эти законы, можно объяснить как весь ход эволюции в целом, так и ход каждой отдельной субэволюции.
Жизнь начинается после смерти. Наш мир родился в результате гибели интрона предыдущего эона. Абсолют, вместивший в одну точку-мгновение всю правселенную, разрушился, дав жизнь новому эону. Все объекты материального мира, от человека до элементарной частицы, осколки погибшего Абсолюта. Абсолют для них система, необходимое условие и способ их существования. Под воздействием сил инерции они пытаются вернуться в прежнее состояние, что порождает все взаимодействия во Вселенной.
Телеология стала сегодня ругательным словом. Цели у природы нет, она живёт по своим законам, цель может иметь только человек - говорит материалист. Мы же утверждаем, что каждый материальный объект имеет целью своего существования Бога. Как не парадоксально, но движет ими или эгоизм или инерция, против существования которых не будет возражать ни один материалист.
В нашем мире есть только две фундаментальные силы: всё сохраняющая инерция и всё разрушающая энтропия. Если начальной точкой эволюции был хаос, который инерция могла только сохранить, а энтропия только усугубить, то откуда взялось движение материи в сторону большей организованности. Как элементарные частицы стала атомами, атомы молекулами, молекулы химическими веществами, вещества жизнью, жизнь разумом?
Только признав началом нашего мира Сверхсистему, Абсолют, Бога, можно решить эту задачу. Религию считают довольно поздним творением человечества. Никакое неразумное существо, а тем более, мертвая материя не могли иметь религиозного чувства. Мы пойдём дальше Тейяра де Шардена и скажем, что даже атом обладает не только психикой, но и религиозностью.
Религия (лат) - воссоединение с Богом. Воссоединиться с Богом стремится каждый атом, поэтому атом религиозен. Человек лишь осознал стремление всего сущего в этом мире обратно к Абсолюту, назвав Абсолют Богом, а стремление к Нему религиозным чувством.
"В начале Бог сотворил небо и землю. Земля была пустынна, ничего не было на земле. Тьма скрывала океан, над водой носился Дух Божий" (Бытие 1, 1:1-2). "В начале" - Бог предвечен, Он был до начала нашего времени. "Бог сотворил" - Бог создал мир из себя, погибнув за него. "Бог сотворил небо и землю" - душа Бога стала небом, тело - землёй. Извечное разделение духа и материи. "Земля была пустынна, ничего не было на земле" - материя не имела формы, находилась в состоянии хаоса. "Тьма скрывала океан, над водой носился Дух божий" - стремление земли к небу, материи к одухотворению возникло вместе с миром.
Небо, неподвижный перводвигатель Аристотеля, первообраз Платона - в отличии от материи этот первообраз находится вне пространства - времени, вне нашего материального мира, его физически нет, но к нему стремиться вся материя, пытаясь вернуться в Абсолют. Он совершенен, так как является верхним пределом организованности материи в нашем эоне. Он неподвижен, так как образ не может меняться, может меняться только его восприятие. Материя, двигаясь к первообразу, восстанавливает его отдельные фрагменты и воссоздаёт из этих фрагментов первообраз. Мы воспринимаем чувствами эти фрагменты, и по мере увеличения их количества и появления общих контуров Абсолюта, возникает иллюзия развития самого Бога от множества стихийных богов к единому, вечному Абсолюту. На самом деле, первообраз остаётся неподвижным и неизменным, приводя в движение всю материю в мире. Люди всегда помещали своих богов на небо. Бог умер, но живёт в своём первообразе, на небе.
"Один создал двух, два создали третьего, три создали всё" - гласит китайская мудрость. Бог, погибнув, создал материю - землю и первообраз - небо, между небом и землёй возникло чувство "космической симпатии" - Святой Дух.
Перед нами предпосылки, составные части и движущие силы универсального механизма развития (УМР). Всё вышло из Бога и всё к нему вернётся. Без этого "вечного возвращения" невозможна эволюция материи. Материальный объект не способен воссоздать Бога всего и сразу. Сделав это, он сам стал бы Богом. Материя в своём развитии воспроизводит лишь отдельные стороны, отдельные фрагменты Бога, то, что Платон называл парадигмами, а Юнг - архетипами. Материальная эволюция архетипична в воспроизводстве небесных парадигм. Ничто не ново, всё когда - то уже было в других мирах. Наша Вселенная развивается не в слепую, методом проб и ошибок, а воссоздаёт "небесные идеи", общие черты правселенной, предыдущего пространственно - временного эона.
Утверждение о всеобщей религиозности материи противоречиво. Даже среди людей не все религиозны. На низших же уровнях материи мы встречаем нейтрино, не имеющих массу и не вступающих ни в какие взаимодействия, элементарные частицы, так и не воссоединившиеся в атомы, материю, которая не стала жизнью и никогда ею уже не станет, растительную жизнь, далёкую от сознания. Только ничтожная часть материи, эволюционируя, переходит на более высокий уровень, остальная материя либо разрушается под воздействием энтропии, либо попадает в "западню кумиров" - воспроизведя фрагмент Бога, объект принимает этот фрагмент за всего Бога, меняя своё движение с вертикального к потенциальному Богу на горизонтальное к реально существующей части Бога. "Бог един. Не сотвори себе кумира" - заповеди, сколько раз произносимые, столько же раз и нарушаемые.
Инертность материи, наша самость, наше утверждение себя в этом мире наперекор злому року энтропии, если виден Бог движет "детей божьих" к своему Отцу, одухотворяя их. Но если Бог скрывается за оградой кумиров, та же инерция и самость тормозит эволюцию, разъединяет Бога на множество фрагментов, самодостаточных в своей ограниченности
Нельзя дважды войти в одну и ту же воду, нельзя воспроизвести Бога во всей его полноте. Можно воспроизвести только его суть, его дух. Дух же можно воспроизвести не внешним воссоединением отдельных частей Бога, а воссозданием Бога внутри себя и из себя, самому стать Богом.
Есть два пути к Богу: внешнее воссоединение Бога и внутреннее воссоздание Бога внутри себя. Первый путь восстанавливает внешние связи между отдельными объектами Абсолюта, воспроизводит в материи фрагменты первообраза. В момент гибели Абсолюта у каждого входящего в него объекта вместо жизненно необходимой связи образуется степень свободы, от которой объект пытается избавиться, восстановив связь с другими объектами Абсолюта. Бегство от свободы хаоса в несвободу системы приводит человека к преклонению перед Богом как перед грозной карающей силой, наказывающей за неверность смертью. Для человека, не способного на внутреннее родство с Богом, Бог всегда будет внешней принуждающей силой.
Внешнее воссоединение с себе подобными - единственный путь к Богу для объектов, не имеющих достаточного внутреннего объёма для воссоздания Бога внутри себя. Именно такими объектами являются элементарные частицы, атомы, молекулы, способные восстановить своё первоначальное положение в Абсолюте не иначе, как воссоединением друг с другом. Начальный этап эволюции материи, от Большого взрыва до появления жизни, полностью проходит под знаком внешнего воссоединения, женского и пассивного по своей сути (ср. египетской богине Исиде, собирающей останки своего погибшего мужа Осириса для того, чтобы он мог воскреснуть).
Энтропия, разрушившая Абсолют, продолжает уничтожать материю, сбрасывая её на низшие уровни организации. Физики до сих пор не могут найти 90% массы Вселенной, которая должна быть теоретически возникнуть в результате Большого взрыва. Её уже нет, она эманировала в предыдущий эон. Остальные же 10% в подавляющем большинстве не смогли за 15 миллиардов лет существования Вселенной преодолеть хотя бы 2-3 начальные ступени эволюции.
Внешнее воссоединение бесперспективно само по себе, если оно не дополняется внутренним воссозданием. Только внутреннее воссоздание способно превратить внешние механические связи во внутреннюю органическую суть. Внешнее воссоединение воссоздает тело Бога, внутреннее воссоздание вдыхает в это тело дух.
С другой стороны дух бесплотен без тела. Абсолют - это цель движения, но двигаться к цели, не имея почвы под ногами невозможно. Внутреннее воссоздание реализуется только при наличии системы реальных внешних связей, необходимых объекту, и достаточного внутреннего объёма для воспроизводства этих связей. И тем и другим могут быть только фрагменты Абсолюта, созданные путём внешнего воссоединения.
Рождение жизни - коренной перелом в развитии материи. После возникновения необходимых внутреннего объёма объекта и внешней системы связей для этого объекта появилась возможность перехода эволюции с горизонтального пути внешнего воссоединения на вертикальный путь внутреннего воссоздания. И после рождения жизни основная масса материальных объектов использовала в борьбе за существование стратегию создания внешних связей с материальным миром. Но основные, революционные прорывы в развитии материи совершались объектами, которые стремились не создать и сохранить связи с внешним миром, а смело разрывающими эти связи и превращающими внешнюю систему в свой внутренний мир и тем самым поднимающимся над обстоятельствами и над судьбой. Так родилась жизнь, так возникли все новые виды живых существ, так не возник, а был создан разум.
Диалектический закон перехода количества в качество является чисто описательным законом. Сам процесс перехода никак не объясняется, а только констатируется. Жизнь возникла в результате многих мелких количественных изменений, которые, накопившись, привели к резкому качественному скачку в организации материи. Всё правильно описано, но не объяснено. Не понят механизм действия закона. Отсюда все трудности с объяснением происхождения жизни. Создаются десятки теорий, объясняющих возникновение именно и только жизни, хотя должна быть одна теория и для возникновения жизни, и для рождения разума, и для любых других качественно новых ступеней развития материи. И этой теорией является УМР, трактующий переход количества в качество как переход количества внешних связей объекта в качество внутренней организации объекта.
Принято считать абстракцию и рефлексию признаками сознания, возникшими вместе с ним. Мы будем их трактовать значительно шире, вообще как признак и последствие субъективной интериоризации материальных объектов. Абстракция в нашем понимании это воссоздание внешнего мира внутри объекта, но не внешнего мира во всём его многообразии и материальности, а только его функциональных связей и закономерностей, его образа, сути, духа. Рефлексия - это не только осознание или ощущение, но и фундаментальное свойство, отделение себя от мира и противопоставление себя ему, возвращающие объект из растворённости во внешнем мире к своему истоку, к самости.
Субъективная интериоризация по необходимости приводит к абстракции и рефлексии. Каким бы большим не был внутренний объём объекта, он не в состоянии вместить в себя весь внешний мир. Объект, воссоздавая внешний мир в себе и из себя, не способен воссоздать его во всей полноте и многообразии. Он воспроизводит не сам мир, а только его основные черты, каркас, схему функциональных связей, т.е. идеальную модель мира, сохраняющую его суть абстракцию. Как говорилось выше, главный парадокс развития заключается в том, что, двигаясь внутрь себя к абстрактной системе, объект замещает реальные внешние связи абстрактными внутренними и, тем самым, отделяет себя от внешнего мира и противопоставляет себя ему. А это и есть рефлексия. Итак, абстракция и рефлексия сопутствуют субъективной интериоризации, а, следовательно, всякому процессу развития, в том числе, и возникновению жизни.
Рассмотрим основные предпосылки возникновения жизни. Основа жизни - органические вещества, способные создавать огромное количество связей и бесконечно усложняться, т.е. имеется необходимый внутренний объём, что является двумя сторонами одной медали. Другим важным качеством органики является её нестабильность, повышенный уровень энтропийности. Способность создавать сложные системы сочетается здесь с нестабильностью этих систем, синтез с распадом, жизнь со смертью.
3,5 миллиардов лет назад на планете Земля уже существовали океан, состоящий из воды и растворённых в ней солей, и атмосфера, состоящая из углекислого газа, азота, сероводорода и других газов, т.е. присутствовали все главные составляющие органических веществ. Между океаном и атмосферой возник абиотический круговорот синтеза-распада органических веществ. Синтез органики происходил в конденсирующейся влаге океана, а распад - в испаряющейся в атмосферу воде. Любой органический объект из-за своей нестабильности разрушался через непродолжительное время после синтеза. Стабильным могло быть только большое число органических объектов, вовлечённых в круговорот синтеза-распада, постоянно умирающих и постоянно рождающихся, через множественность двигающихся к длительности и стабильности. Отдельный органический объект, подвергающийся энтропийному воздействию, вырывающему его из системы-круговорота, пытался вернуться в эту длящуюся множественную систему рождений-смертей. Физически это невозможно, "нельзя дважды войти в одну и ту же воду". Этого можно достичь, не внешне воссоединившись с системой, а, воссоздав систему внутри себя, заменив собой систему. Для этого внутри органического объекта существует огромный объём потенциально бесконечного усложнения.
Первый живой организм образовался в результате субъективной интериоризации абиотического круговорота синтеза-распада органических веществ, образовался как абстракция - воспроизведение этого круговорота, и, одновременно, как рефлексия - отстранение от него. Фактически это был генетический код, отграниченный от внешней среды - самовоспроизводящийся и обособленный объект. Мириады мириадов попыток избежать смерти привели к тому, что внутри органического объекта возник генетический аппарат, воспроизведший в абстракции круговорот синтеза-распада органических веществ. Теперь уже сам объект синтезировал себя из себя.
Первые живые организмы (прокариотические клетки) были практически бессмертны, без конца размножаясь и воспроизводя себя без каких-либо изменений. Стабильность длящейся множественности системы-круговорота поддерживалась синтезом одних объектов взамен распадающихся других. Для этого в круговорот вовлекались менее организованные вещества, служащие кирпичиками для синтезируемых сложных органических объектов, после распада которых они возвращались в окружающую среду. Все живые организмы, включая человека, состоят из множества клеток, которые постоянно отмирают и замещаются новыми, синтезируемыми из менее организованных веществ внешней среды.
Абиотический круговорот состоял из множества объектов, связанных чисто внешне и механически законами природы и обстоятельствами. Изменились обстоятельства, и весь этот механизм рухнул, не повторяясь более ни разу в истории Земли. Первый живой объект превратил множество объектов круговорота в своё единство, создал из внешнего механизма внутренний организм, противостоящий меняющимся обстоятельствам. Это была первая "личность", посмевшая утвердить себя в мире. "Я есть", не просто "есть" как у всей инертной материи, а "я есть" как личность, противопоставившая себя миру. Все живые существа обладают качеством, присущим уже первому организму: внутренним органическим единством вместо механической множественности неживой материи.
Женское начало в органическом объекте - это бесконечная потенциальная возможность умножаться, увеличиваться в объёме, длиться во времени, это бесформенное и бессмысленное клубление и растекание по горизонтальной плоскости. Мужское начало - это не потенциальность, не множественность, не длительность, это актуальность, единство, это мгновение, это оформление и придание смысла материи, воспарение вверх к Богу.
Неживая материя инертна, подчинена обстоятельствам, судьбе, року. В основе своего существования она имеет самость, но самость безличностную, не одухотворённую, только самосохраняющуюся. Суть инертной материи во внешнем воссоздании тела Бога. Вдохнуть в это тело дух, оплодотворить женское начало, активизировать пассивную инертность материи может только мужское начало, личность. Личность не приспосабливается к обстоятельствам, а преодолевает их. Личность не покоряется судьбе, а свободно выбирает свой путь. Личность не слепо повторяет одно и то же, а вечно творит новое. Бог, настоящий Бог, благоволит только свободной, творческой личности.
Жизнь не просто материя, а абстракция материи внутри живого существа и рефлексия этого существа по отношению к материи. Жизнь возникла как антитеза смерти. Это не механическое противопоставление знаков плюс и минус, каким оно является для предбиологических структур. Для них синтез и распад чисто внешние явления, обусловленные внешними силами: синтез - инерцией, распад - энтропией. Синтез вполне мог существовать без распада, а распад без синтеза. Рождение жизни не могло произойти без смерти. Энтропия разрушала связь с внешним миром, переводя внешнее во внутреннее, превращая внешний, безличный механический процесс синтеза во внутренний, личный, органический процесс воссоздания себя из самого себя. Если энтропия и инерция внешние объективные для организма силы, то развитие действует не объективно из внешнего мира (законы природы и обстоятельства), а возникает внутри организма. Это субъективная, внутренняя сила, идущая против обстоятельств и законов.
Архетип борьбы добра и зла находит выражение в вечном сюжете: злой колдун похищает невесту героя. Герой, преодолевая самым немыслимым способом непреодолимые препятствия, побеждает колдуна и спасает свою возлюбленную, свадьба с которой знаменует победу добра над злом.
Инертная материя (женское начало) попадает в плен энтропии (зло). Из плена её спасает духовность (мужское начало) наперекор всем внешним обстоятельствам. После чего материя одухотворяется (оплодотворение женского начала мужским, свадьба героев). Так антиэнтропия (добро) побеждает энтропию (зло).
Неорганическая природа даёт нам огромное количество примеров синтеза-распада. Почему же только в живом организме реализовалось 2 правило УМР: размножение - это неудачное развитие? Неживое всегда механизм, соединяемый и разъединяемый внешними обстоятельствами. Живое всегда организм, создаваемый и разделяемый своим внутренним содержанием.
Первый живой организм был результатом попытки воссоздать внутри себя бесконечно длящуюся множественность, воспроизводящую саму себя за счёт окружающей среды. Живой организм добился самовоспроизведения, но не бесконечной множественности, которая оказалась нестабильным состоянием, распадаясь на конечные во времени и дискретные в пространстве объекты, идентичные первоначальному уровню организации. Первые организмы размножались простым делением надвое, перед этим переходя в кратковременное и нестабильное состояние удвоения своей внутренней организации (удлинение цепочки ДНК и разделения её на 2 части). Бесконечная множественность оказалась возможна только в сообществе живых существ, продолжающих себя в своих потомках.
Суть жизни в вечной свадьбе мужского и женского начал, в тщетности превратить вечность и бесконечность из внешних обстоятельств во внутреннюю закономерность. Такая пассивная инертность материи, стремящаяся сохранить самоё себя через безуспешную попытку одухотвориться и подняться к Богу, превращается в агрессивное расширение жизни.
Основные функциональные компоненты жизни: самовоспроизводство, взросление, размножение не могут существовать без внутреннего "жизненного порыва". Жизнь всегда стремится стать большим, чем она есть. Зачем соматические клетки организма, воспроизводящие только самих себя, имеют генетическую информацию обо всём организме в целом? Без этой информации они просто не смогут существовать. Образно говоря, каждая клетка безуспешно пытается стать всем организмом и этим поддерживает воспроизводство самой себя и размножение.
Почему лишь часть генной информации, заложенной в родительских половых клетках, реализуются в организме потомков? Если это несовершенство генного аппарата, то наиболее совершенны простейшие микроорганизмы, у которых процент реализации генной информации почти 100%, а у высших организмов эта цифра значительно ниже. Всё дело в том, что организм пытается воспроизвести всю имеющуюся генную информацию, но воспроизводит только её незначительную часть. Без этого стремления стать большим, чем он есть, он вообще бы не развивался.
|
<<< Содержание | Продолжение >>> |