Универсальный механизм развития (УМР) |
Истина - это не тома, исписанные формулами и исчерченные графиками. Истина в своей основе и первоначальности проста и понятна всем. Тысячи теологов написали о Боге тысячи книг, но начало всех этих книг в простой истине: есть только один Бог, все остальное только его подобия. Для того чтобы понять эту истину, не нужно было писать книги. Эта истина была заложена в нас изначально, ее только было необходимо произнести вслух, оживить словом.
Не меньше книг написано о взаимоотношении системы и объекта, внешнего и внутреннего, общества и человека, но не была понята суть этих взаимоотношений.
"Система - это способ существования входящих в нее объектов" - вот простая истина, ключ ко всем тайнам мира.
Общество - способ существования человека. Биосфера - способ существования живых организмов.
Есть две глобальные силы - энтропия, все разрушающая, и инертность, все сохраняющая, остальные силы только производные от этих двух.
Система в кризисные моменты нарастания энтропии, мир на краю гибели - отсюда начинается развитие, здесь начало пути к Богу.
Если система - способ существования входящих в нее объектов, а энтропия разрушает связи объекта с системой, то под действием инерции объект стремится сохранить эти связи и...здесь рациональный ум останавливается. Для него есть только два пути: либо погибнуть, либо сохранить связи с реально существующей системой.
Но есть третий путь - не восстанавливать связь с реальной системой, а воссоздать эту систему внутри себя не как реалию, а как абстракцию, как способ своего существования. А это, значит, взять функции системы на себя, подняться до ее уровня, стать независимым от нее.
Более наглядного примера, чем взаимоотношения государства и человека, нам не найти. Государство - это способ существования человека. Оно выполняет по отношению к нему ряд функций: оборона, правопорядок, финансовое регулирование, сохранение информационного пространства. В кризисные для государства периоды (проигранные войны, революции) оно перестает выполнять эти функции. Отдельные общности людей (объекты) берут выполнение этих функций на себя: создаются мини-государства со своими правительствами, законами, войсками, валютами. Объекты не возвращаются к старой системе, а создают внутри себя и из себя новую систему по образу и подобию старой, поднимаются до уровня старой системы и становятся независимыми от нее. Подобные процессы происходят и в биосфере, когда в периоды экологических катастроф возникают новые, более совершенные организмы. Первое правило универсального механизма развития (УМР)
Если система является способом существования входящих в нее объектов, то при нарушении связей между объектом и системой объект проявляет тенденцию к поднятию уровня своей организации до уровня всей системы.
Архетип этого правила - христианский догмат веры, Святая троица: Бог-отец, Бог-сын, Святой дух, предвечные, неслиянные и нераздельные.
Бог-отец - система, Бог-сын - объект этой системы, Святой Дух - тенденция к поднятию уровня объекта и уровню всей системы. Они существовали всегда, их нельзя слить в одно целое и нельзя разъединить. Бог-отец и Бог-сын - две фазы одного процесса - Святого Духа. Эта схема не работает без одного очень важного компонента - энтропийного воздействия, Дьявола. Итак, необходимые условия развития, его главные составляющие:
1. Наличие системы
Не входящий в систему объект под энтропийным воздействием самосохраняется, а не развивается. Ему незачем и не к чему развиваться. Нет системы как способа и необходимого условия его существования, нет матрицы развития, нет цели. Странным образом, мимо этого важнейшего, решающего фактора проходят все эволюционисты. 2. Потенциальная возможность объекта к усложнению
Без резервов развития, без достаточного внутреннего "объема", способного вместить в себя систему, никакое развитие объекта невозможно. Функциональные связи с системой не восстанавливаются, а воссоздаются внутри объекта из имеющегося внутреннего материала. Это не адекватный ответ, не замена "один к одному", это творчество. Эволюция может быть только творческой. 3. Энтропийное воздействие
В спокойные периоды существования системы стабильность системных связей приводит к стагнации объектов и всей системы в целом. К счастью или сожалению, энтропия была, есть и будет. Только энтропия способна разрушить внешнюю гармонию и превратить ее во внутреннюю.
Вся эволюция материи идет по схеме: автономизация - интериоризация - идеализация. С каждым новым витком эволюции материальные объекты становятся все более независимыми от внешних обстоятельств. Достигается это включением внешнего мира (системы) во внутренний "объем" объекта путем идеализации, переноса внутрь не реальной системы, а ее абстрактного образа (функциональных связей, "духа системы").
Главный парадокс развития состоит в том, что, поднимаясь к абстрактному уровню системы, объект разрывает реальные межобъектные связи, будучи не в состоянии оставаться лишь одним из объектов системы. Стремясь к системе, объект из нее уходит, пытаясь сохранить систему, он ее разрушает.
Суть человека в том, что, стремясь познать окружающий мир, включить его в себя, он с ним разрывает и от него уходит, пытаясь сохранить систему, он ее разрушает.
Повторим еще раз. В мире есть только две объективные силы: разрушающая энтропия и сохраняющая инертность. Никакой третьей объективной созидающей силы нет и быть не может. Если энтропия и инертность объективны и действуют на меня независимо от того, признаю я их или нет, то созидающая сила субъективна, она может быть только внутри меня, ее нельзя вычислить и измерить, ее можно только ощутить как веру, как интуицию, как Бога в своей душе. Это не какой-то всемирный и вечный процесс, она возникает во мне только здесь и только сейчас. Нет никакого Божественного потока, который бы подхватил меня и унес куда-то. Один я могу создать Бога в душе своей.
Если атеист говорит, что Бога нет, то Бога нет в нем и для него Бога нет. Если я говорю, что Бог есть, то во мне и для меня Бог есть. Объективно, между нами нет никакой разницы. Мы оба разумные приматы и мир вокруг нас состоит из одних и тех же элементарных частиц, взаимодействующих между собой по одним и тем же законам. Субъективно же, мы с ним два полюса мироздания.
Система - способ существования входящих в нее объектов. Объект может стабильно существовать только в системе, и даже подняв свой уровень организации, вырвавшись из системы, он просто обречен вступить в новую систему связей, более сложную и совершенную, более полно соответствующую его новому уровню развития. Если этого не происходит, объект гибнет.
Одним из важнейших условий развития является способность объекта создавать системные связи. С одной стороны, не имея системных связей, он не способен на развитие; с другой стороны, не создав новую систему после развития, он гибнет. Развитие системы происходит в два этапа. На первом отдельные объекты поднимают свой уровень организации до уровня всей системы. На втором они вступают в связь с другими объектами, создавая новую систему. На первом этапе вид животных или растений резко усложняют свою организацию, включая в нее внешние связи биосферы. На втором, заняв новую экологическую нишу, он пытается адаптироваться и размножиться. На первом этапе человек стремиться включить весь мир в себя, подняться до его уровня. На втором этапе он стремится включить себя в окружающий мир, изменить и поднять мир до своего уровня.
Идеализацию внешнего мира внутри объекта невозможно обнаружить и измерить эмпирическими методами. Ее может ощутить, понять, почувствовать только сам объект. Это субъективный процесс. Реализацию внутреннего мира во внешнем наука методично отслеживает и суммирует, выдавая ее за сам прогресс. Реализация - всего лишь производная от идеализации, ее последствие, но так как идеализация - процесс субъективный и неуловимый, то фиксируется только объективная реализация.
Стабильная система и развивающийся объект, внешнее распространение и внутреннее развитие - все это единство и борьба противоположностей. Одно борется с другим и переходит одно в другое. Спор между идеалистом и материалистом только продолжение на сознательном уровне вечной борьбы внутреннего воссоздания и внешнего воссоединения.
Принцип аристократизма, избранности трактуется в статичном мире как отбор наиболее адаптированных особей и поддержание этими особями своей неизменной адаптированности в течение длительного времени.
Принцип избранности в динамичном развитии нужно понимать как сочетание качественной эволюции и количественного регресса. С каждым новым этапом эволюции на более высокую ступень развития переходит все меньше материальных объектов. Пирамида эта выглядит так: материя - жизнь - разум - избранный народ - Человек - Бог (Иисус Христос). Стабильность требует пожертвовать частью ради целого, развитие требует пожертвовать целым ради лучшей его части.
Развитие без закрепления и расширения на достигнутом уровне будет затухающим. После перехода количества объектных связей в качество объекта должен последовать переход качества в количество. Такую возможность дало возникновение жизни.
Развитие будет удачным, если развившийся объект создаст новую систему и закрепится на достигнутом уровне. Если же новая система окажется нестабильной и вновь распадется на отдельные объекты, то это можно будет трактовать как неудачное развитие. Второй закон термодинамики гласит: замкнутая система стремится к равновесию, усредненности. Если энтропия усреднит входящие в систему объекты до определенного уровня, а затем произойдет распад системы, то мы получим на выходе несколько объектов, идентичных первоначальному, существовавшему до начала развития. Другими словами, перед нами механизм размножения, трактуемого как неудавшееся развитие. Любой объект может репродуцировать себя, только поднявшись на более высокий уровень, а затем распасться на несколько объектов, идентичных первоначальному.
Одна из загадок природы состоит в том, что соматические (неполовые) клетки организма, воспроизводящие только самих себя, несут в себе сведения о генотипе всего организма. Зачем эта избыточность, ведь для репродукции самой себя клетке необходима информация только о своем собственном строении. Но если понимать размножение как неудавшееся развитие от объекта (клетки) к системе
(всему организму), то наличие такой информации становится необходимым условием репродукции.
Когда рушатся идеалы общества, когда исчезают высшие ценности, к которым, пусть неудачно, стремится каждый человек, общество теряет возможность воспроизводить себя даже на одном уровне, теряет стабильность и деградирует. Второе правило УМР
Размножение - это неудавшееся развитие
Фрейд выводил творчество из не реализовавшейся сексуальности. Мы выводим размножение из не реализовавшегося развития. Сублимация наоборот.
Эволюция характеризуется во времени ускорением, а в пространстве глобализацией. Если мы выстроим в ряд этапы материальной эволюции (материя - жизнь -разум), этапы биологической эволюции (прокариоты - эукариоты - многоклеточные организмы - половое размножение - высшая нервная деятельность - млекопитающие-приматы - человек), этапы социальной эволюции (каменный век - век металла - век пара - век электричества - век атома - информационный век), то увидим, что каждый последующий этап короче предыдущего. Эволюция ускоряется.
С другой стороны, каждая последующая материальная система глобальнее предыдущей, если под глобальностью понимать количество и качество системных связей стадо - племя - союз племен - народность - нация - империя - человечество.
Ускорение и глобализация взаимно друг друга обуславливают. Чем сложнее система, тем динамичнее развитие входящих в нее объектов. Чем выше развитие объекта, тем больше количество связей он создает, тем сложнее создаваемая им система. Ускорение приводит к глобализации, глобализация к ускорению.
Усложнение объекта создает новые степени свободы и делает объект более неустойчивым. Чтобы преодолеть эту неустойчивость, необходимо вместо каждой степени свободы создать новую связь, т.е. создать систему, которая будет сложнее и глобальнее предыдущей.
Энтропия (разрушение) и антиэнтропия (развитие) как две противоположности связаны между собой единством и борьбой. Энтропийное воздействие вызывает развитие объекта, с другой стороны, развитие объекта приводит к разрушению системы и росту энтропии. На первом этапе развития энтропия и антиэнтропия соревнуются друг с другом в росте (рис. 1).
Стагнация развития и создание новой системы снимает рост энтропии, но полностью его не останавливает.
Максимально возможное количество связей усредненного объекта в системе - это возможности системы, уровень ее антиэнтропийности.
Минимально необходимое для стабильного существования усредненного объекта системы количество связей - это потребности системы, уровень ее энтропии ниже которого она не может очутиться, не разрушившись.
Для объекта важен не общий уровень антиэнтропийных возможностей системы, а разница между этим уровнем и уровнем энтропии, между возможностями и потребностями.
Наивысшей сложности и совершенства система достигает в период стагнации. Зона существования между кривыми антиэнтропии и энтропии достигает своего максимума гораздо раньше, в период роста сложности объекта, а не системы. В период стагнации она начинает медленно уменьшаться. Парадоксально, но в период своего наивысшего развития система вступает в полосу нестабильности из-за того, что ее потребности превысили ее возможности.
Кризис системы приводит к новому рывку в развитии входящих в нее объектов. Образно говоря, эволюция подстегивает сама себя. Эволюция превращается в самоподдерживающийся процесс, не нуждающийся во внешнем энтропийном воздействии, в автоэволюцию. Третье правило УМР
Автоэволюция ускоряется во времени и глобализуется в пространстве (рис.3)
|
<<< Содержание | Продолжение >>> |