Эволюция психики |
На новом уровне возвращаемся к проблеме сознания. Фрейд создал свою схему взаимодействия сознательного и бессознательного. По его версии бессознательное (Оно) сосредоточено в глубине психики и отгорожено от внешнего мира тонким слоем сознательного (Я). Оно движется либидо - мощной энергией, направленной вовне, на овладение внешним миром, сопровождаемым острым чувством удовольствия. Я пытается привести эту экспансию в соответствие с внешним миром, ограничит её. Это приводит к столкновению Я и Оно и порождает противоречие между желаемым и возможным, создавая неврозы и комплексы. Сверхсознание (супер - Я) более позднее приобретение психики - вытеснение сознанием внешнего фактора (авторитета родителей) в бессознательное, где оно приобретает свойства совести, высшего авторитета, Бога, который осознаётся, но не признаётся.
Эта схема вызывает множество вопросов. Почему сознание - более высокое состояние материи оказалось зажатым между двумя низшими? Почему не разделены разум и сознание? Очень искусственно выглядит Сверхсознание. И в то же время, здесь очень точно уловлено главное противоречие психики между инстинктами размножения (либидо) и самосохранения. Причём Фрейд шёл ещё дальше в верном направлении, перестав ограничивать либидо только биологической функцией размножения, превратив либидо в универсальную энергию внешней экспансии, правда, считая её главной движущей силой психики. Ещё позже он окончательно запутался, превратив либидо в Эрос - инстинкт жизни, противостоящий Тантросу - инстинкту смерти. На самом деле Эрос, либидо, объективация является столбовой дорогой в никуда.
Для понимания структуры и генезиса человеческой психики необходимо вернуться назад, к животным. Что в психике животного отделяет бессознательное от внешнего мира? Ответ прост - рефлексы. Многие ошибаются, считая одним из главнейших компонентов сознания рефлексию человеком внешнего мира. Такого рода рефлексией обладает любой субъект, любое живое существо. Самое малое проявление жизни отделяет себя от окружающего мира и противопоставляет себя ему. В этом суть жизни и главное отличие её от неживой материи.
Равен ли инстинкт рефлексу или, другими словами, не составляет ли сумма рефлексов инстинкт. Нет. Рефлекс - последствие инстинкта как некоего первоначала, он находится на границе психики и объективного мира, приводя психику в соответствие с этим миром. Для внешнего наблюдателя рефлекс - это биологический механизм, реагирующий на внешние воздействия согласно с заложенной в нём программой. На самом деле рефлекс суть процесс либо перехода объективного мира в бессознательное, либо бессознательного в объективный мир (взаимоперехода объекта и субъекта). И дело тут не в то, что психикой обладают только животные с высшей нервной системой и не обладают растения и низшие животные. Рефлексами на уровне тропизмов наделены все простейшие живые организмы. Но эти рефлексы возникли не как случайная игра внешних сил, а как последствие субъективации, т. е. жизни. Не система обратных связей с окружающей средой сделала возможной жизнь, а жизнь создала эту систему как способ своего существования, как единственное средство продлить своё выделение из мира и противопоставления себя ему.
Эмпирическая наука принимает последствия жизни за её причину, и, отбрасывая эту причину, т.е. саму жизнь, имеет дело только с внешней стороной дела. Чем и обрекает себя на вечную неудачу.
Не в плоть вдыхается жизнь, а жизнь облекается плотью. Без "жизненного порыва", желающего быть, не действуют никакие рефлексы. Они обладают определённой степенью инертности и могут продолжаться некоторое время после угасания инстинкта, но любой организм, потерявший инстинкт самосохранения, погибает. Разрушается, рассыпается вся его система рефлексов.
Одновременно с инстинктом самосохранения действует инстинкт размножения, в большинстве случаев прямо противоположный самосохранению. Рыба, погибающая после нереста, самцы "чёрной вдовы", пожираемые после совокупления - это только крайние проявления общей тенденции. Любой организм после завершения репродуктивного периода теряет свою жизнестойкость и погибает.
Во всех живых организмов борются два начала - стремление выделиться из окружающего мира и стремление с ним слиться, стремление жить и стремление умереть. Фрейд разделил инстинкт смерти на Эрос и Тантрос и противопоставил их друг другу. Истинный инстинкт жизни он игнорировал как метафизику. Подобную рождению жизни картину мы видим и при возникновении разума. Для сознательного внешним миром было уже бессознательное, не на границе которого с внешним миром, а внутри которого сознание и возникло. Здесь границей между сознанием и бессознательным стал разум, созданный выделением сознания из бессознательного и существующий пока это выделение имеет место быть. Материя, жизнь, сознание не есть три статические состояния, сосуществующие в едином пространстве-времени, отделённые друг от друга только степенью сложности и организованности. Иными словами жизнь не состояние части материи, некогда из этой материи выделившаяся и превосходящая всю остальную материю своей организованностью. Жизнь это постоянное выделение себя из неживой материи, не состояние, а процесс. Её внешнее проявление - система связей с внешней средой, находящаяся в динамическом равновесии вокруг нескольких параметров. Вся эта система рассыпается, как только угасает "жизненный порыв" выделения бытия из небытия.
Аналогично сознание есть не состояние, не ступень в развитии материи, а процесс выделения себя из бессознательной жизни. Разум - последствие этого процесса и граница, отделяющая процесс сознания от бессознательного. Разум может существовать только при наличии процесса сознания.
Сознание рефлексирует не организм от внешней среды, а самоё себя от собственного биологического организма ("душа в темнице тела") и одновременно разум как пограничное состояние между собой и бессознательным.
При построении модели психики нужно пользоваться масштабом "точка в точке". На этой "точке в точке" где-то внутри нас и держится весь мир. Сейчас внутри сознания возникает новое выделение и рефлексия материи (рефлексия 3 степени) - Сверхсознание, Сверх - Я, отделяющееся от сознания интуицией как границей. Фрейд относил Сверх - Я к бессознательному. В действительности же Сверхсознание можно назвать так только как часть психики, не входящее в сознание, как нечто неосознанное. Интуиция есть процесс выделения сверхсознания из сознания.
|
<<< Содержание | Продолжение >>> |