Возникновение разума (психология антропогенеза)

Наука довольно подробно восстановила процесс антропогенеза, от человекообразной обезьяны до Homo sapiens. По костным остаткам прослежено, как обезьяна стала передвигаться на двух ногах, как изменилось строение ее руки, как увеличивался ее мозг. Но все это внешний ход эволюции приматов, ее последствия, а не причины. Что было главной движущей силой антропогенеза? Догадок много. Ответа нет.

Человек существует в трех измерениях:
1.  Человек как биологическая особь, индивид.
2.  Человек как часть вида животных, Homo sapiens.
3.  Человек как часть глобальной системы - земной биосферы.

В первом своем измерении человек управляется инстинктом самосохранения. Во втором - инстинктом самосохранения вида (инстинктом размножения). Какой инстинкт соответствует человеку, как части биосферы, как объекту системы?
Биосфера - это способ существования входящих в нее биологических особей. При мощных энтропийных воздействиях на биосферу (космические и экологические катастрофы) отдельные особи проявляют тенденцию к поднятию уровня своей организации до уровня всей биосферы. Они пытаются сохранить биосферу путем ее субъективной интериоризации, путем включения ее в свой внутренний мир, воссоздавая ее абстрактный образ внутри себя.
Существует третий инстинкт - инстинкт самосохранения биосферы, выражающийся в субъективной интериоризации биосферы биологической особью, проще говоря, инстинкт развития.
Система, объект, тенденция - абстрактные категории. Биосфера, особь, третий инстинкт - их биологические эквиваленты.
Универсальный механизм развития предполагает три составляющие - систему, энтропийное воздействие на систему, объект системы, способный к усложнению.

Три необходимых условия антропогенеза:
1.  Достаточно сложная система биогеоценоза африканских саванн, деспециализация человекообразных обезьян.
2.  Одна или несколько экологических катастроф, разрушающих данный биогеоценоз.
3.  Относительно высокий уровень развития высшей нервной системы человекообразных обезьян, необходимый внутренний "объем" для интериоризации системы.

Человек отличается от животных способностью к абстракции и рефлексии.
Абстракция - внутренняя идеализация внешней реальности, превращение внешнего материального мира во внутреннюю идеальную схему этого мира. Интериоризация - это воссоздание внешнего мира из наличного внутреннего материала. Воссоздать этот мир в его реальном многообразии невозможно. Возможно воссоздать только идеальную схему, матрицу, абстракцию.
Суть животного - это воссоединение с миром, направленность от себя во внешний мир. У животных нет необходимости переводить внешние реалии во внутреннюю абстракцию.
Суть человека - это внутреннее воссоздание мира, направленность от внешнего мира внутрь себя. Человек по необходимости приходит к абстракции.
Рефлексия - способность человека отделить себя от мира и осознать себя в этом мире. Главный парадокс развития заключается в том, что, пытаясь сохранить систему путем ее интериоризации, стремясь развиться до уровня абстрактной системы, объект разрывает реальные межобъектные связи, отделяется от реальной системы. Внутреннее развитие вырывает объект из внешнего мира. Развивающийся объект отделяет себя от неподвижной системы и противопоставляет ее себе. Возникает рефлексия, осознание себя во внешнем мире.
Абстракция и рефлексия созданы инстинктом субъективной интериоризации биосферы особью. Именно третий инстинкт создал человеческий разум, превратил обезьяну в человека.
Повторим еще раз: суть животного в воссоединении с миром путем сохранения внешних связей. Психология животного двухмерная, плоская. Все, что ему нужно это самосохранение и размножение.
Суть человека - воссоздание внешнего мира внутри себя. Его психика трехмерная, объемная. Его нельзя вычислить в координатах самосохранения и размножения. Есть третья координата, третий инстинкт, который отличает человека от животного. И, не замечая это измерение, мы всегда будем проходить мимо самого главного в человеке.
Первые два инстинкта направлены во внешний мир, объективны и поэтому легко обнаружимы и исчисляемы. Третий инстинкт направлен внутрь человека, субъективен и поэтому ускользает от наблюдения и опыта. Веру в Бога, творчество нельзя измерить.
Ощущение присутствия в мире высшего абстрактного первоначала, чувство единства с ним, стремление к нему - все это третий инстинкт, по сути своей, религиозное чувство. Не разум создал религию, а религиозное чувство создало разум.
После внутреннего развития следует внешнее распространение. После появления разума началось расселение человека по земле и адаптация его к внешним условиям путем создания материальной и духовной культуры. Сейчас человечество находится в стадии стабилизации и в то же время где-то у высшей точки своего развития. Не надо себя обманывать все нарастающим потоком открытий, изобретений и социальных изменений. Все это последствия возникновения разума, внешние проявления внутреннего развития. Рождение разума превосходит по своему значению все свои проявления и последствия. Достижения современной цивилизации ничто по сравнению с такими гигантскими прорывами в развитии материи, какими были появление жизни и разума. Расстояние между животным и первобытным человеком на несколько порядков больше, чем между первобытным человеком и современным.
Одинокий герой - один из архетипов, образов, существующих в коллективном бессознательном. Геракл из греческих мифов, Илья Муромец из русских былин, одинокий ковбой из вестернов - все они обладают тремя главными качествами:
1.  Одиночество. Они вне системы, вне иерархии.
2.  Сверхчеловек. Их качества превосходят способности человека.
3.  Нематериальность. Свои подвиги они совершали не по внешней необходимости, а по своей внутренней потребности.
Первый человек наш общий предок был одиноким героем. Попытки вывести человека из приспособления к внешним условиям, примитивного труда и стадности нелепы. Самостоятельность, свобода, неприятие обыденной борьбы за существование, стремление к чему-то возвышенному и неизвестному - вот, что сделало человека человеком. Прообразом одинокого героя был бродяга, ушедший из стада и влекомый по земле не внешними обстоятельствами, а внутренним порывом, третьим инстинктом.
"Сам не знаешь, чего хочешь" - стандартное обращение к подростку. Как обезьяна стала человеком? Сейчас, задним числом, мы можем проследить этот процесс, выделить этапы "большого пути". Обезьяна спустилась с деревьев на землю, стала ходить на двух конечностях, научилась говорить и пользоваться огнём. Так можно объяснить свершившийся факт, но не свершающийся и не тот, который может свершиться. Та последняя обезьяна (и первый человек) не знала, как стать человеком, она даже не знала, что хочет стать человеком. Но она знала совершенно точно, чего она не хочет. Она не хочет просто питаться и просто размножаться. Она сама не знала, чего хотела. Она знала, чего не хотела, не хотела быть такой как все.
Язык и изготовление орудий труда это только внешние проявления внутреннего преображения, которое возникло раньше их. Не труд и не общество сделали обезьяну человеком, она сама стала им, сама сделала из себя человека. Внешние обстоятельства могли препятствовать или способствовать этому, но не они предопределили антропогенез, а внутреннее стремление живого стать разумным. Стремление, которое сильнее внешних обстоятельств.
Сначала внутреннее преображение и лишь затем внешнее проявление внутренних изменений. Обезьяна ещё не спустилась на землю, ещё не начала говорить, но внутри она уже была человеком, обладающим сознанием. Пока ничего не изменилось во внешнем мире. Те же деревья, то же небо и та же земля, но внутренний свет уже осветил восприятие всего этого. Та же земля и не та. То же небо и не то. Вся природа вдруг обрела смысл. "Вот мир и я в этом мире" - самая первая ещё не мысль, а чувство первого человека. А если этого не произошло? Только одна обезьяна из тысяч, а может быть, из миллионов стала человеком. Что стало с обезьянами, охваченными этим чувством, которое так и не стало мыслью. Они метались по миру, они ненавидели мир, они не могли и не хотели найти себе место в этом мире, не хотели стать как все.
Подросток не потому отрицает мир, что не может к нему приспособиться, а не может приспособиться, потому что отрицает мир. "Он устал от всего, даже не начав жить" - говорят о нём. А он просто не хочет жить в этом обыденном мире. Что-то происходит в нём и никак не может произойти. Как в тех несчастных обезьянах никак не мог родиться человек, так и в нём не может родиться сверхчеловек или Бог. Мучительное чувство, когда не знаешь, чего хочешь, не знаешь, потому что этого ещё нет и, скорее всего, никогда не будет.

<<< Содержание Продолжение >>>

|  1.Введение  |  2.Универсальный механизм развития  |  3.Трансэонная эволюция   |   4.Двойная природа Христа  |   5.Постхристианство   |   6.Энтропия и инертность   |   7.Эволюция   |   8.Биологическая эволюция   |   9.Возникновение разума   |   10.Бог, время, пространство   |   11.Эволюция психики   |   12.Homo intivitus  |   13.Турбулентность  |   14.Тайна Израиля  |   15.Антисемитизм  |   16.Эрзац-Израиль  |   17.Бытие  |   18.Генезис  |   19.Бытие и небытие  |   20.Право на бытие
Сайт создан в системе uCoz